Подчиненность авторского впечатления суть закономерный результат реакции субъекта на жизненный процесс. Объективная жизнь подчас корректирует ожидания, в большинстве своём исключая любые прогнозы. Так, по рассказу Алана Пеннебейкера, соратника Ричарда Ликока, последний хотел снять траурное событие – похороны ребенка. Однако вместо траура документалист столкнулся с веселым празднеством, что, конечно, его ошеломило. Настолько, что он не смог ничего снять. «Потом он проклинал себя, ибо то, что он увидел, была сама жизнь, а не его представление о ней», — заключает Пеннебейкер[19].
Чистое впечатление, способное воспринять и выразить эти жизненные поправки и изменения, — происходящий независимо от наблюдателя объективный опыт, — отражает разницу между субъективной априорностью (или апостериорностью) и подлинной жизнью, фиксирует в субъективном сознании объективный жизненный процесс.
Разумеется, что в бесконечно меняющейся жизни никакая авторская априорность возникнуть не может – она противоречит самой идее документального кино, самой жизни. То же касается и апостериорного творчества в форме «восстановленного факта», воспроизводящего произошедшее, но не зафиксированное. Апостериорный подход неизбежно искажает подлинное течение жизни, создаёт благоприятную почву для авторского насилия над ним. Наконец, это такая же измена документальному методу, поскольку правда на экране не происходит сама собой, но инсценируется авторской рукой – не больше и не меньше игрового подхода.
Даже Флаэрти, заставлявший участников повторять некоторые действия и написанные загодя диалоги, по словам Ликока, говорил: «А ведь все это очень плохо!!!»[20] Или Жан Руш, к которому, конечно, есть некоторые вопросы, справедливо высказывается на своём опыте раннего творчества: «Снимая охоту на гиппопотама я был вынужден просить африканцев воспроизвести некоторые сцены. Но как бы точно ни было это воспроизведение, мы все же имели дело с подделкой»[21].
В таких условиях единственное, что остается документалисту – просто впечатляться и наблюдать, не закладывая никаких своих суждений. За него всё скажет реальность и его дело – выразить «сказанное» наиболее качественно.
Именно чистое впечатление, не осознанное доопытно, выражающее происходящий опыт – не до, не после него – является единственным способом репрезентации подлинной жизни. Жизни, которая в чистом впечатлении достигает истинного значения объективности – независимости от частной воли частного человека. Ибо каждый человек и его мнение в обстоятельствах жизни оказываются лишь гранью действительности. Чистый документализм обязуется выражать многогранную жизнь, способную вместить любую частную грань, любое субъективное мнение или взгляд, избегая статичных авторских интерпретаций, чуждых жизни.
Кинокамера в силу своей объективной природы не может интерпретировать действительность. Точно также кинодокументалист, руководствующийся чистым впечатлением, фиксирует не априорное мнение и не апостериорное суждение, а происходящий объективный опыт, отпечатанный в субъективном сознании – это, конечно, ещё не интерпретация, но результат восприятия, предшествующий осознанности и всякой мысли. Таким образом, чистое впечатление есть субъективное восприятие объективного – ещё не интерпретированного – явления, отраженное в объективе беспристрастной камеры.
Режиссер-документалист, репрезентуя движение жизни, стушевывается перед ним, подчиняется ему, переходя в положение зрителя: мнения и суждения о снятом в конечном счете возникают апостериори, после просмотра. Снятое буквально диктует автору, равно как и зрителю, понимание, причем такое, которое не может быть исчерпывающим, ибо не заложено в нём априорно. Интерпретация жизни возникает не в самом фильме, отражающем объективные события в чистом субъективном впечатлении, а после него в сознании каждого отдельного зрителя. Всякая же доопытная осознанность убивает чистое впечатление и искажает жизнь, подчиняя её субъективной интерпретации. Равно также умертвляюще действуют и апостериорные побуждения автора к лакировке или, наоборот, к гиперболизации. В итоге выходит подделка. Стало быть, лишь такой фильм вправе называться документальным, какой исключает всякую вложенную в него авторскую интерпретацию, стимулирует герменевтические потенции не внутри, но извне, после просмотра у каждого конкретного зрителя в полноте его субъективности. Автор лишь наблюдатель, равный зрителю. «Перефразируя Ролана Барта, скажем, что там, где жив автор — зритель всегда мертв. И больше того! Там, где автор благоденствует — художественный образ достижимым быть не может…», — так заключили мы в предшествующих публикациях[22].
Зритель, взаимодействуя с интуитивной впечатлительностью автора, не несущей статичных и однозначных смыслов и чувств, возбуждает собственную субъективность: перед ним буквально раскрывается чистое жизненное впечатление, отражающее объективный процесс, впитать которое можно только посредством такого же чистого впечатления. Жизнь, воспринятая этим методом, интуитивной реакцией, на экране побуждает зрителя к аналогичному способу восприятия. Как говорится, клин клином.
Чистое впечатление, способное на экране вместить любого зрителя-субъекта, любую интерпретацию, демонстрирует подлинную и человеческую действительность не как сумму сухих фактов, уравнивающую всякую субъективность, а во всем присущим ей объеме, подлинности, объективности, являющейся результатом коллективного субъективного чистого впечатления.
Таким образом, чистый документализм вовсе не исключает творческий акт, необходимый для определения всякого искусства, но видоизменяет последнее, в некотором смысле преодолевает, дополняя приставкой сверх.
Сверхискусство
Поскольку чистый документализм не исключает творческого акта, а подчиняет его логике самой жизни, лишая, тем самым, самостоятельности (документалист выражает не своё мнение о жизни, но впечатление, реакцию, рожденную в подчинении объективному явлению), следует несколько иначе подойти к вопросу искусства.
Авторская самостоятельность – неизменное условие искусства – в случае с документальным кино невозможна, а значит, казалось бы, невозможно и искусство. Однако документализм, как мы показали выше, не лишает наблюдателя возможности творить, пусть и подчиненно движению действительности. Стало быть, документализм все же искусство.
Чистое впечатление, только реагирующее и запечатлевающее сотворение жизни самое себя, объективный процесс, является творческой субъективностью наблюдателя: ибо у каждого своё воспринимающее сознание. Однако эта субъективность вторична, не самостоятельна в полной мере – это производная реакция от движения жизни. Это и есть понятие сверх-позиции, определяемое нами следующим образом: «...Документальный кинематограф, тесно сплетенный с жизнью, растворяющий автора в жизненном движении, имеет все перспективы достигнуть состояния сверхисскусства. То есть такого, при котором сам факт искусства, авторского творчества преодолевается в пользу экранного сотворения жизни самое себя»[23]. Документалист в меру своих субъективных возможностей лишь реагирует на жизнь, выражая чистым и инстинктивным впечатлением процесс жизненного творения – происходящий реальный опыт. Во главе угла творчество жизни, исчерпывающее творческий взгляд автора.
Зритель, перед лицом которого развивается чистое впечатление, не осознанное, не несущее никаких априорных смыслов и чувств, выступает в конечном счете наравне с документалистом-наблюдателем участником чистого впечатления, выражает его, силясь осмыслить и прочувствовать движение на экране.
И так как жизнь воспринимается каждым человеком по-разному, фильм, поощряющий возможность субъективной зрительской инициативы, аккумулирующий чистое впечатление не только автора, но и зрителя, выражает в наибольшей полноте это объективное свойство действительности.
Герменевтическая вольность (неизбежное качество таких фильмов), порождающая неограниченное количество мнений, подчас взаимоисключающих, является симптомом достижения цели всякого искусства – художественного образа. Ибо как считал Тарковский, «художественный образ может называться так только в том случае, если он замкнут в себе, герметичен и самоценен, невозможен для толкования, ибо он является образом самой жизни, которая тоже не поддается прямолинейному трактованию... Истинно художественный образ всегда побуждает созерцающего его к единовременному переживанию противоречивых, взаимоисключающих чувств, заключённых в образе и определяющих его суть и лжеметафизическую магию»[24].
Документализм, таким образом, можно признать если не искусством, поскольку речи о самостоятельном авторском творчестве не идет, то, конечно, сверхискусством, достигающим искомого художественного образа во всей полноте репрезентуемого жизненного движения, отпечатывающегося в сознании каждого отдельного человека.
Это и есть то, о чем говорил Дзига Вертов, призывая оставить мнимый вопрос искусства.
По этой самой причине к документальному кино ошибочно применять классические художественные мерки.
Надлежит выработать новый аналитический инструментарий, отражающий факт рождение высшего искусства, подлинного сверхискусства, способного выразить самое жизнь «посредством движения».